История армян Москвы

  • Хачкар у кафедрального католического собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы

22 Октября 2015, 20:38 |1411

Можно смело утверждать, что история армян Москвы - это история самой Москвы. Армяне вписали множество славных и достойных страниц в летопись российской столицы. Давайте перелистаем некоторые из них. Посмотрим, какой армянский след остался на московской земле. Хорошо известно, что армяне издавна селились в Москве. Пожалуй, со дня её основания в 1147 году. Первое письменное упоминание об этом относится к 1390 году, когда сгорела лавка некоего армянина Авраама. Первые компактные поселения армян в Москве были уже с XV - XVI веков в Китай-городе, затем они селились на Пресне. А указ Ивана Грозного предоставил армянам возможность селиться в Белом городе и Столповом переулке.

У Спасской башни Кремля стоит собор Василия Блаженного. Он считается шедевром русской архитектуры, одним из символов России. Храм представляет собой девять объединенных в единую композицию церквей плюс пристроенную позднее часовню. Собор Василия Блаженного был открыт в 1561 году. Он построен в честь присоединения Казанского царства, что стало поворотным пунктом в истории России. И в этом неоценимую помощь русским оказали армяне. В благодарность за это в середине XVI века царь Иван Грозный, высоко почитавший армян, повелел назвать северо-западную церковь собора Василия Блаженного именем Григория Просветителя Великой Армении (или просто Григория Армянского). Ведь именно в день его памяти 30 сентября (13 октября) 1552 года была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней, что позволило в течение следующих двух дней взять столицу Золотой Орды и одержать окончательную победу. Имя первого армянского Католикоса Григория Просветителя (Григора Лусаворича), крестившего в 301 году первой в мире Армению, особо почитаемо как Армянской Апостольской Церковью, так и Русской Православной Церковью. Так что уже с 1561 года у армян появилось место в Москве, где они могли молиться.

В 1660 году купцы Армянской торговой компании из Новой Джульфы во главе с Захаром Саградовым (Закаром Саградяном) прибыли в Москву, чтобы провести переговоры с царем Алексеем Михайловичем о получении различных льгот и привилегий для торговли с Россией. От имени армянского народа они преподнесли царю удивительный подарок - Алмазный трон из сандалового дерева. Трон является творением отца Захара Саградова и его ученика Богдана (Аствацатура) Салтанова, ставшего потом любимцем царя и главным мастером Оружейной палаты московского Кремля. Алмазный трон отделан в восточном стиле слоновой костью, золотом и серебром. Ныне это чудесное произведение искусства хранится в Оружейной палате и по праву считается одним из самых ценных её экспонатов.

Алмазный трон является памятником многовекового геополитического сотрудничества русских и армян. Армянские купцы провели успешные переговоры с Алексеем Михайловичем и добились желанной цели. В 1667 году между Россией и Армянской торговой компанией из Новой Джульфы был заключён Договор о торговле шёлком, драгоценными и полудрагоценными камнями и другими товарами, согласно которому армянским купцам даровались существенные привилегии свободной торговли на водных путях от Астрахани до Архангельска и право транзита через Россию в Западную Европу. Этот договор имел особое значение для развития двусторонних отношений. Договор Алексея Михайловича с могущественной новоджульфинской компанией стал первым русско-армянским официальным документом.

С этого времени, и особенно с момента воцарения его сына Петра I, с большой симпатией относившегося к армянам, приток армян в Москву заметно увеличился. В частности после того, как в 1711 году Петром Великим был издан указ в котором говорилось: "Армян как возможно приласкать и облегчить в чём пристойно, дабы дать охоту для большего их приезда". В виду того, что многие армяне поселились в Столповом переулке, в XVIII веке он был переименован в Армянский переулок. Но какого-то одного места компактного проживания армян в Москве не было. Они располагались по всему центру города. Согласно данным переписи населения 1871 года, армянская община Москвы насчитывала более 600 человек. И при этом в XIX веке в Москве были целые три армянские церкви. А ещё с 1815 года в Армянском переулке действовало знаменитое Армянское господ Лазаревых училище, позднее именовавшееся Лазаревским институтом восточных языков (ныне здание посольства Армении в России). Его основателями являются Иван и Иоаким Лазаревы. А рядом с Лазаревским институтом находился Касперовский приют для бедных армян, возникший в 1845 году по идее генерала Павла Меликова и созданный на средства московского купца Исая Касперова (Гаспаряна).

В Москве существовало два армянских кладбища: Пресненское и Ваганьковское. Более старым было первое. Находилось оно на Большой Грузинской улице, примерно в районе нынешнего дома № 20 и именовалось Армянское Пресненское кладбище. Здесь в 1746 году была построена первая армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы (Сурб Мариам Аствацацин). Пресненское кладбище и церковь были снесены в 1930 году. Долгое время на этом месте был пустырь, а в 1960-е годы он был застроен жилыми домами. В 1933 году была снесена и другая большая армянская церковь Святого Креста (Сурб Хач), построенная в 1779 году на средства Ивана Лазарева. Она находилась в Армянском переулке, во дворе нынешнего дома № 3, напротив здания посольства Армении. А на её фундаменте построили школу. После разрушения двух старейших церквей местом притяжения армян Москвы стала церковь Святого Воскресения (Сурб Арутюн). Она единственная из трёх уцелела и сохранилась до наших дней.

В центре Москвы на улице Сергея Макеева, № 10 расположено Армянское Ваганьковское кладбище. История его такова. По прошению попечителя Армянских церквей Москвы, представителя знаменитого дворянского рода Лазаревых (Лазарянов) Минаса Лазарева, указом Московского Губернского Правления от 21 апреля 1805 года был отведён участок земли площадью 2,22 гектара под Армянское кладбище. И уже в 1808 году по инициативе Минаса Лазарева здесь началось строительство армянской церкви. Так что, можно сказать, что она является свидетельницей Наполеоновского нашествия 1812 года. Строительными работами занимался брат Минаса Иоаким Лазарев. Строительство церкви, получившей название Святого Воскресения, было завершено в 1815 году. Автором её проекта является архитектор А. Г. Григорьев.

В церкви Святого Воскресения колокольни нет, так как до 1860-х годов колокольный звон в армянских церквях Москвы и Петербурга был запрещён. Под всем зданием церкви, которая фактически стала фамильной усыпальницей Лазаревых, находится склеп с могилами 23 представителей этой достойной семьи. Но в настоящее время он замурован. Необходимо отметить, что семья Лазаревых сыграла очень большую роль в истории армянского национально-освободительного движения в XVIII - XIX веках и присоединении Восточной Армении к России.

В 1859 году на средства Исая Касперова кладбище было чётко спланировано и обнесено высокой кирпичной стеной с башнями по проекту М. Д. Быковского. После этого площадь кладбища несколько уменьшилась до 1.83 гектара. Высота стен - 4,26 метра, длина по периметру - 541 метр. В Москве это была первая каменная ограда вокруг кладбища. Обычно московские кладбища огораживались деревянными заборами. Кладбище имеет прямоугольную форму и разделено аллеями и дорожками на 7 участков. Армянское кладбище имеет весьма ухоженный вид. Все главные дорожки асфальтированы. За всё время на Армянском кладбище было похоронено около 11 тысяч человек. Среди них многие известные учёные, писатели и общественные деятели. Самое старое захоронение из сохранившихся датируется 1818 годом. До революции 1917 года фамилии усопших на могилах писали как на армянском, так и на русском языке. А в советское время, как правило, они писались только на русском.

Большой архитектурной и исторической ценностью являются усыпальницы рода Анановых в северо-восточной части кладбища. Это три часовни, выполненные в традиционном армянском стиле. Они были сооружены по просьбе крупного банкира Ивана Ананова. К сожалению все три часовни закрыты и требуют серьёзной реставрации. Наверняка, после реставрации они станут настоящим украшением Армянского кладбища.

К сожалению, в советское время здание церкви отдали под гранитную мастерскую. И только в 1956 году церковь была возвращена прихожанам ААЦ. В 1903 году в северной части кладбища был построен Поминальный дом. В советское время его использовали в качестве склада для хранения гробов. Как только в 1996 году Поминальный дом был возвращён верующим, сразу же началась его реставрация. И уже в 1997 году он был открыт. Небольшая церковь Святого Воскресения всегда была любима армянами. Но она рассчитана всего на 100 человек. И, конечно, по праздникам не могла вместить всех желающих. Ныне по официальным данным в Москве проживает 130 тысяч армян. Но в действительности их гораздо больше. Неофициальные данные свидетельствуют, что их численность доходит до миллиона. Поэтому в 1990-х годах московские армяне решили строить новый храм. Как известно, везде в мире, где бы ни селились армяне, они первым делом начинали строительство церкви.

И вот, наконец, 17 сентября 2013 года произошло поистине историческое событие для московских армян. Состоялось торжественное освящение и открытие нового армянского церковного комплекса в Москве, которого все давно и с нетерпением ждали. Новый храм располагается в центре города на пересечении Олимпийского проспекта и Трифоновской улицы, в спокойном и уютном месте столицы. Рядом находится Екатерининский парк. Комплекс прекрасно и гармонично вписывается в окружающую среду. В нём все соответствует канонам армянской церкви и традициям классической армянской архитектуры, тем не менее архитектор придал собору и всему комплексу современный вид. Храм потрясает своей красотой и величием, своими размерами он уступает в Москве только храму Христа Спасителя. Это самый высокий в мире армянский храм. А весь комплекс - крупнейший за пределами Армении духовный и культурный армянский центр. В день освещения и открытия Католикос Гарегин II объявил название храма. Он называется Кафедральный собор Преображения Господня (Сурб Пайцаракерпутюн). Автором проекта всего комплекса является известный архитектор Артак Гулян, а главным конструктором - Ованес Мейроян.

Необходимо особо отметить огромную роль в строительстве этого комплекса главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Езраса Нерсисяна, который сумел сплотить вокруг себя людей и наилучшим образом воплотить в жизнь этот грандиозный проект. Все годы строительства зимой и летом, в стужу и зной он проводил всё своё время на строительстве храма и вместе с архитекторами и строителями буквально по камушку возводил этот комплекс, руководил всей уникальной, в прямом смысле слова ювелирной, работой. Он вложил все силы, всю душу в строительство этого великолепного сооружения.

Площадь храмового комплекса - 1,3 га, общая площадь застройки - 25 тысяч кв. м. Собор способен вместить 1000 - 1200 прихожан. Длина храма - 39 м, а ширина - 35 м. Высота без креста - 51 м, плюс изготовленный в Туле 7 метровый крест, весящий более 2 тонн. Итого общая высота Кафедрального собора вместе с крестом достигает 58 м. Диаметр каменного купола равен 21 м. Колокола для колокольни отлили в Воронеже. Наружные и внутренние стены здания покрыты барельефами и росписью, над которыми работали скульпторы, резчики по камню и художники из Армении. На восточной стене высечено 7 метровое изображение Иисуса Христа. В качестве строительных материалов использовались гранит, травертин и мрамор. А отделочным материалом для фасадов храма стал оранжевый туф. Для облицовки остальных объектов был использован туф других оттенков. Более 100 вагонов с армянским камнем было привезено из Армении, из туфовых карьеров, находящихся около исторической столицы Армении Ани.

На территории комплекса расположился не только Кафедральный собор Преображения Господня, но и церковь Сурб Хач (Святой Крест), московская резиденция Католикоса с тронным залом и резиденция главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви, административный, офисный и гостиничный корпуса, выставочный зал и зал для торжественных мероприятий, трапезная, гимназия и библиотека. Под храмовым комплексом находится стоянка на 200 автомобилей. Еще 100 автомобилей могут разместиться на наземной парковке. Строительство церкви велось исключительно на пожертвования прихожан. Архиепископ Езрас отметил, что оно было бы невозможно без помощи благотворителей и меценатов. Причем, что особенно отрадно, это были не только армяне.

Торжества были чрезвычайно представительными. Присутствовали президент Армении Серж Саргсян, высокопоставленные гости из Еревана и Москвы и в том числе Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. В своей яркой речи, пронизанной уважением и любовью к армянскому народу, он назвал открытие церковного комплекса "выдающимся историческим событием". Торжественный обряд освящения Кафедрального собора совершил Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян Гарегин II. Он поблагодарил руководство России и Русскую Православную Церковь за заботу и внимание к миллионам армян, живущим в России. Выразил благодарность за участие Патриарха Кирилла в совместной службе, а также высказал уверенность в том, что крепкая вековая дружба армянского и русского народов сохранится и впредь.

Рядом с храмом стоит памятник-родник из коричневого мрамора, над которым возвышаются две скульптуры в виде армянской и русской церквей. Надпись на памятнике гласит: "Родник братской любви". Это сооружение символизирует дружбу армян и русских, духовное единство всех народов. А 22 апреля 2015 года, к 100-летию Геноцида армян в Турции на храмовой площади был открыт памятник, посвящённый памяти полутора миллионов жертв. На нём высечена дата начала этой страшной трагедии - 24 апреля 1915 года. Этот памятник также изготовлен из коричневого мрамора.

В тот же день, также к 100-летию Геноцида, в Москве на территории храмового комплекса ААЦ открылся самый крупный армянский музей за пределами Армении. На церемонии его открытия архиепископ Езрас сказал: "С этой минуты мир обретает ещё одно хранилище нашей общей памяти. Сегодняшнее событие является ещё одним славным доказательством победы духа и веры". Этот музей национальной культуры располагается под землёй. Он насчитывает 9 экспозиционных залов. Его общая площадь составляет около 2 тысяч квадратных метров. Ознакомление с музеем будет способствовать тому, чтобы российские армяне могли лучше узнать свою историю, а россияне могли бы лучше узнать армян, их великую культуру и тот огромный вклад, который армяне внесли в становление, укрепление и процветание Российского государства.

В новом красавце-храме - кафедральном соборе Преображения Господня всегда много верующих. А в праздничные дни на территории этого замечательного храмового комплекса собираются многие тысячи человек. Они с удовольствием принимают участие в различных мероприятиях проводимых здесь. Несомненно, храм стал украшением Москвы, одной из ее архитектурных достопримечательностей. Но, самое главное, он стал любимым, притягательным местом для всех московских армян, предметом гордости всех российских армян.

По инициативе архиепископа Езраса в 2010 году власти Москвы предоставили ААЦ участок под строительство церкви на территории мемориального комплекса на Поклонной горе. В преддверии скорбной даты - 100-летия Геноцида армян в Османской империи, 20 апреля 2015 года в Москве состоялось освящение места под строительство армянской церкви в Парке Победы на Поклонной горе. Она будет называться церковью Святых Великомучеников (Србоц Наатакац). Храм разместится на пересечении Аллеи Памяти и Аллеи Юных Героев. Как сказал на церемонии архиепископ Езрас, храм увековечит память погибших воинов-армян и всех жертв Первой и Второй мировых войн. "Уже собраны необходимые средства, с Божией помощью мы в ближайшее время приступим к строительству", - добавил он. Общая площадь застройки составляет 500 кв. м. Наземная часть церкви - 225 кв. м. Площадь земельного участка - 0,11 га. Высота церкви - 28 метров. Она будет иметь традиционный армянский вид. А под зданием церкви разместится музей, посвящённый участию армян в Великой Отечественной войне и тому огромному вкладу, который армяне внесли в эту победу. Церковь Святых Великомучеников должна открыться в конце 2017 года.

Помимо трёх имеющихся церквей и одной, которую предстоит построить, в Москве есть ещё одна армянская часовня, которая находится на 38-м километре Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД). Это часовня Святого Георгия (Сурб Геворг). Её открытие было приурочено к 1997 году, когда отмечалось 850-летие основания Москвы. Материалом для постройки послужил табачный туф, привезённый из Армении. У входа в часовню установлена бронзовая скульптура "Богоматерь с ликом Спасителя в руках", изготовленная скульптором Фридрихом Согояном.

Кроме церквей нельзя не рассказать и про армянские хачкары. Они хорошо известны во всём мире. В переводе с армянского хачкар означает крест-камень. Это древний вид армянских архитектурных памятников, представляющий собой каменную плиту с вырезанным на ней изображением креста. Каждый памятник отличается своим неповторимым узором. На каждом видно какое-либо роскошное каменное кружево, в котором заключён богато орнаментированный крест. Но, в то же время, все узоры выдержаны в едином стиле. Хачкары пронизаны неповторимым армянским духом, что роднит их и делает легко узнаваемыми.

Они как живые свидетели веков впитали в себя всю историю христианской Армении за 1700 лет. Надо отметить, что изготовление хачкаров - это отличительная особенность именно армянской культуры. Нигде и никому в мире это искусство неподвластно. Вся территория исторической Армении издавна была усыпана этими шедеврами искусных армянских рук. В наше время армянские хачкары можно встретить в штаб-квартире ООН, в парламентах ряда стран мира, в некоторых крупнейших музеях мира. Это дары Армении дружеским государствам. Бесценные старинные хачкары, как правило, выставляются на самых видных местах. В ноябре 2010 года искусство создания хачкаров с формулировкой "Символика и мастерство хачкаров, армянские каменные кресты" было внесено в список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.

Хачкары изготавливаются либо из более прочного и долговечного базальта, либо из туфа, который легче поддается обработке. За эту работу обычно брались наиболее талантливые мастера-камнерезы. Создание хачкара - чрезвычайно трудная, кропотливая и ответственная работа. Ведь один неверный удар и всё дело испорчено. Порой на изготовление одного хачкара уходили многие годы. Изготовление хачкаров считалось богоугодным делом. И мастера отдавали все свои силы ради создания этих памятников, понимая, что они переживут своих творцов на многие сотни лет. Славная традиция изготовления хачкаров сохранилась и по сей день. Армянские мастера не утратили волшебного дара своих предков.

К счастью, армянскими хачкарами можно полюбоваться и в Москве. Великолепный хачкар XIII века можно увидеть в Свято-Даниловом монастыре, который является резиденцией русского патриарха. Этот хачкар был передан в дар Русской Православной Церкви Католикосом Вазгеном I в 1988 году к 1000-летию крещения Руси. Кстати, это историческое событие состоялось в 988 году, когда великий князь Владимир женился на византийской царевне армянке по национальности Анне. Так что, если Владимир считается Крестителем Руси, то его любимую супругу и верную помощницу в этом деле армянку Анну с полным основанием можно назвать Крестительницей Руси. Другой древний армянский хачкар XI - XIII веков находится в экспозиции Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и занимает достойное место в зале № 26 среди европейских шедевров Средних веков. И ещё один старинный хачкар XVII - XVIII века можно увидеть рядом с армянским Кафедральным собором Преображения Господня. А у храма Христа Спасителя стоит современный хачкар из оранжевого туфа. Это дар Католикоса Гарегина II к воссозданию в 2000 году главного православного храма России. Хачкар стоит также и на 38-м километре МКАД у часовни Святого Георгия. Это современная копия одного из лучших древних армянских хачкаров.

И вот недавно, к 100-летию трагической даты Геноцида армян, в Москве появились ещё два хачкара - один в православной церкви, другой в католической. 21 апреля 2015 года на территории православного храма Святителя Николая Мирликийского в Никольском проезде Зеленограда, входящего в состав Москвы, состоялось открытие хачкара. На памятном кресте сделана надпись на армянском и русском языках: "Безвинно убиенным христианам посвящается. 1915 - 2015". А 26 апреля 2015 года в центре Москвы на Малой Грузинской улице в Кафедральном католическом соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в память о страшных событиях 100-летней давности в Турции, во дворе собора открыли хачкар, надпись на котором гласит: "В память о жертвах Геноцида армян".

В Москве есть немало красивых зданий, хозяевами которых в прошлом были известные армяне. Одни роскошные дома, принадлежавшие сыновьям богатейшего нефтепромышленника и легендарного благотворителя Александра Манташева чего стоят. Леону принадлежали дома на Скаковой улице № 3 и улице Воздвиженке № 16, Иосифу - на нынешнем Ленинградском проспекте № 21, а вилла "Чёрный лебедь" в Петровском парке принадлежала им обоим. Много в Москве есть также прекрасных архитектурных сооружений, созданных талантливыми армянскими зодчими. Естественно, что перечислить все просто невозможно. Назову лишь одно здание. Украшением Садового кольца Москвы является дом князя Сергея Щербатова на Новинском бульваре № 11, построенный по проекту знаменитого архитектора Александра Таманяна в 1911 - 1913 годах. На архитектурной выставке 1913 года это здание было удостоено золотой медали и первой премии конкурса Городской управы - “Лучшее здание Москвы”.

Гордостью Москвы в прошлом были такие знаменитые армянские роды как Лазаревы (Егиазаряны), Абамелики (Абамеликяны), Деляновы (Делакьяны), Арапетовы (Айрапетяны), Хастатовы (Хастатяны), Сумбатовы (Смбатяны), Мирзахановы (Мирхазаняны), Калустовы (Галустяны), Шериманы (Шахриманяны), а позже к ним добавилось ещё несколько родов, также оставивших яркий след в истории Москвы. Это Джамгаровы (Джамгаряны) - парк Джамгаровка и расположенный здесь Джамгаровский пруд, "Банкирский дом братьев Джамгаровых", основанный в 1874 году на Кузнецком мосту; Манташевы (Манташьянцы) - Нефтепромышленное и торговое акционерное общество "А. И. Манташев и Ко", основанное в 1899 году; Лианозовы (Лианосяны) - Лианозовский район Москвы, Лианозовский проезд; Анановы (Ананяны) - Анановский, ныне Ананьевский переулок.

Вот перечень армянских улиц и площадей Москвы: Авиаконструктора Микояна улица, Айвазовского улица, Алабяна улица, Ананьевский переулок, Армавирская улица, Армянский переулок, Атарбекова улица, Джамгаровская улица, Ереванская улица, Кастанаевская улица, Коштоянца улица, Лианозовский проезд, Маршала Бабаджаняна площадь, Маршала Баграмяна улица, Севанская улица, Люсиновская улица, Люсиновский 1-й переулок, Люсиновский 3-й переулок, Суворовская площадь (матерью великого полководца была армянка Авдотья Манукова), Суворовская улица, Суворовский 1-й переулок, Туманяна площадь, Хачатуряна улица. В 1934 - 1994 годах в центре Москве существовала улица Вахтангова, названная так в честь выдающегося актёра и режиссёра Евгения Вахтангова, создавшего здесь в 1913 году театральную студию, ставшую в 1926 году театром имени Вахтангова. Сейчас улице вернули её старое название - Большой Николопесковский переулок. Но там установили памятник Евгению Вахтангову. А рядом на Арбате находится один из самых знаменитых московских театров, носящий имя Вахтангова.

А сколько ещё различных театров, которые носят славные армянские имена и сколько других известных армянских заведений разбросано по всей Москве. К примеру, павильон "Армения" на ВДНХ, кинотеатр "Ереван" (который ждёт реконструкция) на Дмитровском шоссе, многофункциональный торгово-развлекательный центр "Ереван Плаза" на Тульской улице или магазин "Армения" на Тверской улице. Всего, к сожалению, не перечислить.

Автором слов официального гимна Москвы "Моя Москва" является Сергей Агранян в соавторстве с Марком Лисянским. Это его знаменитые слова "Дорогая моя столица, Золотая моя Москва" на музыку Исаака Дунаевского стали символом столицы России. Но у Москвы есть и неофициальный гимн. Это лучшая песня, написанная о Москве - "Лучший город Земли". И она тоже принадлежит армянину - выдающемуся композитору Арно Бабаджаняну. В его честь в 2008 году на доме № 13 в Газетном переулке, где он жил, была установлена мемориальная доска. А жил он рядом с Кремлём, по соседству со своим учителем великим композитором Арамом Хачатуряном, которому в 2006 году в Брюсовом переулке у дома № 8/10 был открыт крупный памятник, созданный скульптором Георгием Франгуляном.

В Москве есть ещё большое количество мемориальных досок и памятников, посвящённых знаменитым армянам. А в 1997 году, к 850-летию Москвы, Армения подарила столице России красивый памятник "Единый крест". Он установлен в уютном сквере у площади Никитских ворот рядом с русским храмом Вознесения Господня, где венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. На камне высечены слова: "Благословенна в веках дружба народов России и Армении". На скульптуре из белого камня Фридриха и Ваге Согоянов изображены две обнявшиеся девушки, армянка и русская, держащие крест. Женские фигуры олицетворяют собой Армению и Россию, а крест - символ общей христианской веры, скрепляющий их дружбу. Так что, как видим, армяно-русская дружба уходит корнями вглубь веков. И в этом во многом заслуга армян Москвы, которые сыграли выдающуюся роль в истории как Москвы, так и всей России, и оставили свой яркий и незабываемый след.

АЛЕКСАНДР ЕРКАНЯН.

ФОТО
Армянский хачкар из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
 

Архив статей

Все статьи

Самое читаемое

История армян Москвы

22 Октября 2015, 20:38 |1411

Московские хачкары

2 Июля 2015, 15:57 |942

Кремль, Красная площадь и армяне

30 Сентября 2015, 17:54 |581

Видео

Встреча Католикоса Всех Армян и Патриарха Московского и всея Руси

Встреча Католикоса Всех Армян и  Патриарха Московского и всея Руси
Айордеац ТУН